Учебный план начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Средняя школа №1 имени И. И. Марьина"

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ СШ №1
Захарова С.В.
Протокол №
от “-”

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ
ШКОЛА №1 ИМЕНИ И.И.
МАРЬИНА"

Подписано цифровой
подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ШКОЛА
№1 ИМЕНИ И.И. МАРЬИНА"
Дата: 2025.01.17 16:02:27 +05'00'

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
начального общего образования для обучающихся
с ТНР по варианту ФАОП 5.1 и 5.2
на 2024 – 2025 учебный год

Красноуфимск городской округ, Свердловская область 2024

(вариант 5.1)
Пояснительная записка
Обязательные предметные области федерального учебного плана и учебные
предметы соответствуют ФГОС НОО (Приложение ФОП НОО)
Коррекционная работа осуществляется во внеурочное время в объеме не
менее 5 часов (Санитарно-эпидемиологических требований).
Программа коррекционной работы разрабатывается образовательной
организацией в зависимости от особых образовательных потребностей
обучающихся.
В федеральном учебном плане количество часов в неделю на коррекционноразвивающие курсы указано на одного обучающегося.
Выделяется обязательный коррекционный курс "Логопедические занятия",
на который выделяется 3 часа в неделю на каждого обучающегося.
При реализации данной федеральной адаптированной образовательной
программы для обучающихся с ТНР созданы специальные условия,
обеспечивающие освоение
обучающимися содержания образовательной программы в полном объеме с
учетом их особых образовательных потребностей и особенностей здоровья

Недельный учебный план начального общего образования
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1)
(ФГОС для обучающихся с ОВЗ)
1- 4 классы (ТНР)
Учебные предметы

Количество часов

Предметные области

в неделю
Классы

Обязательная часть
Русский язык и
литературное чтение
Иностранный язык
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
(окружающий мир)
Основы религиозных
культур и светской
этики
Искусство

Русский язык
Литературное чтение
Английский язык
Математика
Окружающий мир
Основы религиозных
культур и светской
этики
Музыка
Изобразительное
искусство
Труд (технология)
Физическая культура

Труд (технология)
Физическая культура
Итого
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
Развитие математических способностей
Максимально допустимая недельная нагрузка
Внеурочная деятельность
1. Направления развития личности
1.1.Разговоры о важном
1.2.Педагогическая коррекция
1.3.Азы геометрии
1.4.Финансовая грамотность
1.5.Здоровое питание

IV

I

II

III

5
4
-

5
4
2

5
4
2

5
4
2

4

4

4

4

2

2

2

2

-

-

-

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
2
20

1
2
22

1
2
22

1
2
23

1

1

1

0

21

23

23

23

1
1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1

1.6.Читательская грамотность
2. Коррекционно-развивающая область
2.1. Произношение
2.2 Развитие речи
2.3. Логопедическая ритмика
2.4. Коррекция нарушений письменной речи
2.5.
Индивидуальная
и
подгрупповая
логопедическая работа

5

1
5

1
5

1
5

1
1
1
-

1
1
1
-

1
2

1
2

1

1

1

1

4

4

4

4

(вариант 5.2)
Пояснительная записка
Федеральный учебный план начального общего образования обучающихся с
ТНР является нормативным документом, определяющим структуру и содержание
учебно- воспитательного процесса, реализует обязательную и доступную
нагрузку в рамках недельного количества часов в каждом классе.
Федеральный учебный план должен соответствовать законодательству
Российской Федерации в области образования, обеспечивать введение в действие
и реализацию требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и выполнение
гигиенических требований к режиму образовательного процесса, которые
предусмотрены
Гигиеническими
нормативами
и
Санитарноэпидемиологическими требованиями.
Федеральным учебным планом определен перечень предметной,
коррекционно- развивающей областей и внеурочной деятельности, объем
учебного времени, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся на
уровне начального общего образования.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования,
которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального
образования обучающихся с ТНР:

формирование гражданской идентичности
обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и
этнокультурным ценностям;

готовность обучающихся к продолжению образования на уровне
основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям;

формирование здорового образа жизни,
элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;

личностное развитие обучающегося в соответствии с его
индивидуальностью; профилактика и коррекция речеязыковых расстройств;

формирование коммуникативной компетентности обучающихся с ТНР.
Обязательная часть учебного плана включает предметные области, которые
должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию
образовательных организациях, реализующих
АООП НОО, содержит
перечень учебных предметов, предусмотренных действующим ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ и учебное время, отводимое на их изучение по годам
обучения. Изучение иностранного языка должно обеспечить подготовку
обучающихся для продолжения образования на следующем уровне, развитие
учебных и специальных умений, а также приобретение социокультурной
осведомленности в процессе формирования коммуникативных умений в
основных видах речевой деятельности. Для изучения иностранного языка
возможно использовать и часы внеурочной деятельности.
В учебный план 4 класса включен учебный предмет "Основы религиозных
культур и светской этики", 1 час в неделю (всего 34 часа). Целью данного

учебного предмета является формирование у обучающегося мотиваций к
осознанному нравственномуповедению, основанному на знании и уважении
культурных и религиозных традиций народов России, а также к диалогу с
представителями других культур и мировоззрений. Учебный предмет является
светскими. Выбор модуля, изучаемого в рамках учебного предмета "Основы
религиозных культур и светской этики", осуществляется родителями (законными
представителями) обучающихся. Выбор фиксируется протоколами родительских
собраний и письменными заявлениями родителей (законных представителей). На
основании произведенного выбора формируются учебные группы вне зависимости
от количества обучающихся в каждой группе. Возможно формирование учебных
групп из обучающихся нескольких классов или формирование учебных групп из
обучающихся нескольких образовательных организаций в рамках сетевого
взаимодействия.
Вариативная
часть
учебного
плана
формируется
участниками
образовательных отношений и включает часы, отводимые на внеурочную
деятельность и коррекционноразвивающую область.
Организация занятий внеурочной деятельности является неотъемлемой
частью образовательного процесса и предоставляет обучающимся возможность
выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Коррекционно-развивающая область является обязательной частью
внеурочной деятельности. В структуру коррекционно-развивающей области
включаются индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия по
коррекции речевых нарушений, развитию речи, когнитивных, коммуникативных
и творческих способностей обучающихся. Индивидуальные логопедические
занятия проводятся с одним обучающимся в течение 20 минут. Частота
посещений индивидуальных занятий обучающимися - не менее 3 раз в неделю.
Групповые логопедические занятия с обучающимися составляют 40 минут.
Частота посещений подгрупповых логопедических занятий - не менее 2 раз в
неделю.
В целях обеспечения индивидуальных особых образовательных
потребностей обучающихся с ТНР часть учебного плана, формируемая
участниками образовательного процесса, предусматривает:

учебные
занятия,
обеспечивающие
удовлетворение
особых
образовательных потребностей обучающихся с ТНР и необходимую коррекцию
недостатков в речевом, психическом и (или) физическом развитии;

учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных
учебных предметов;

учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся,
в том числе этнокультурные.

Часы коррекционно-развивающей области, не входят в предельно
допустимую учебную нагрузку, проводятся во внеурочное время. Реализация
данной области осуществляется за счет часов, отводимых на внеурочную
деятельность (количество часов на коррекционно- образовательную область
должно быть не менее 5 часов в неделю в течение всего срока обучения)
(Санитарно-эпидемиологических требований).
В учебном плане количество часов в неделю на коррекционно-развивающие
курсы указано на одного обучающегося.
Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной
деятельностью, составляет не более 10 часов (в том числе из них не менее 5 часов
в неделю на коррекционно- образовательную область в течение всего срока
обучения на уровне начального общего образования) (Санитарноэпидемиологических требований).
Продолжительность учебного года в 1-м дополнительном и 1-м классах
составляет 33 недели, во 2 - 4 классах - 34 недели. Продолжительность каникул в
течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее
8 недель.
Для обучающихся в 1-м дополнительном и 1-м классах устанавливаются в
течение года дополнительные недельные каникулы.
Продолжительность урока и распределение учебной нагрузки в течение
учебного дня и учебной недели должны соответствовать Гигиеническим
нормативам и Санитарно- эпидемиологическими требованиям.
Обучение в 1-м дополнительном и 1-м классах проводится без балльного
оценивания знаний обучающихся и домашних заданий.
Вся образовательная и воспитательная деятельность должна быть построена
таким образом, чтобы на всех уроках и внеклассных мероприятиях
осуществлялась работа по коррекции (или) профилактике нарушений и развитию
речи обучающихся с ТНР, обеспечивая тесную связь содержания образования с
его развивающей направленностью.
Учебные
планы
обеспечивают,
в
случаях,
предусмотренных
законодательством Российской Федерации в области образования, возможность
обучения на государственных языках субъектов Российской Федерации, а также
возможность их изучения, и устанавливают количество занятий, отводимых на их
изучение,
по
годам
обучения.

Недельный учебный план АООП НОО обучающихся с ТНР
(вариант 5.2 – I отделение )

Предметные области
Русский язык и
литературное чтение
Математика и
информатика

Учебные предметы
Русский язык
Литературное чтение

1
1 2
3
4
доп. кл. кл. класс класс
4 4
4
4
4
3 3
4
4
4

Математика

4

Окружающий мир
Музыка

2
1

Труд (технология)

Изобразительное
искусство
Труд (технология)

Основы духовнонравственной
культуры народов
России

Основы религиозных
культур и светской этики

4

4

4

4

2
1

2
1

2
1

2
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

0

0

0

0

1

2
18

2
18

2
19

2
19

2
20

3

3

1
1
1

1
1
1

4
2
1

4
2
1

1

1

Обществознание и
естествознание

Искусство

Физическая культура

Физическая культура
(адаптивная физическая
культура)

ИТОГО
Часть, формируемая участниками
образовательного процесса
Веселый английский
Развитие математических способностей
Здоровое питание
Читательская грамотность

3
2
1

Максимально допустимая недельная нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе)
21

21

23

23

23

10

10

10

10

7

5
2

5
2

5
2

Внеурочная деятельность (включая
коррекционно-развивающую область):
10

Коррекционные курсы, из них:
развитие речи

2

6
2

логопедическая ритмика
произношение
индивидуальные и подгрупповые логопедические
занятия
Разговоры о важном
Педагогическая коррекция
Азы геометрии
Финансовая грамотность
ВСЕГО

1
2
1

1
1
2

1

1

1

2

2

2

1
2
1
1
31

1
2
1
1
33

1
2
1
1
33

1
2
1
1
33

1
2
1
1
31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».