МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1 ИМЕНИ И.И. МАРЬИНА»
цифровой
Захарова Подписано
подписью: Захарова
Светлана Светлана Васильевна
Дата: 2025.09.18
Васильевна 11:29:37 +05'00'
Утверждало *
Директор МАОУ
С.В. Захарова CJt
Приказ от 29.08.202
ОД
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
НА 2025/2026 УЧЕБНЫЙ ГОД
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1-9 КЛАССОВ (ВАРИАНТ 1)
НА ОСНОВЕ АООП ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ
(ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ)
2025 г.
Пояснительная записка
к учебному плану для 1-9 классов на 2025/2026 учебный год
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами
учебный план является составной частью организационного раздела образовательной
программы.
Учебный план МАОУ СШ№1, реализующий федеральную адаптированную
основную общеобразовательную программу образования обучающихся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) (далее - ФАООП
У О (вариант 1), обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта,
определяет общий объем нагрузки и максимальный объем учебной нагрузки обучающихся,
состав и структуру образовательных областей, распределяет учебное время, отводимое на
их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план МАОУ СШ№1, реализующий адаптированные основные
общеобразовательные
программы
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) разрабатывается в соответствии с:
- Законом "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29.12.2012;
- Федеральным государственным образовательным стандартом образования
обучающихся с умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации и от
19.12.2014 № 1599 (далее - ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями);
- Постановлением Главного санитарного врача РФ от 28.01.2021г. №2 СанПин
1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания";
- Санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления обучающихся и молодежи",
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 N 28 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской
Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный N 61573), действующим до 1 января 2027
г.
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КГКОУ ШИ
11;
- Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21.09.20022 № 858;
- на основе примерных учебных планов ФАООП У О (ИН), утвержденного
Приказом министерства Просвещения РФ № 1026 от 24.11.2022 "Об утверждении
Федеральной Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
В соответствии с требованиями Стандарта (п. 1. 13), который устанавливает сроки
освоения ФАООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в течение 9-13 лет, школой-интернатом реализуется ФАООП УО (ИН) с 1
- 9 класс (9 лет обучения) в II этапа:
Выбор варианта сроков обучения Организация осуществляла самостоятельно с
учетом особенностей психофизического развития обучающихся, сформированности у них
готовности к школьному обучению и имеющихся особых образовательных потребностей;
наличия комплекса условий для реализации АООП (кадровые, финансовые и
материально- технические).
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного
процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Учебный план является частью адаптированной основной общеобразовательной
программы (далее АООТ!) и разработан в соответствии ФАООП У О (ИН) (вариант 1).
Учебный план для 1-х -4-х классов на 2025/2026 учебный год (далее Учебный план)
является частью федеральной адаптированной общеобразовательной программы
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС О ОУ, определяет объем
учебной нагрузки, состав и структуру обязательных предметных областей; распределяет
учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Обучение в 1 ом -4-ом классах относится к первому этапу, цель которого состоит в формировании основ
предметных знаний и умений, коррекции недостатков психофизического развития
обучающихся.
На первом этапе обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) получают образование в пролонгированные сроки (4 года), которое по
содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения обучения в
начальной школе с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих
ограничений здоровья, но в тоже время позволяет им овладеть практически значимыми
знаниями, умениями, необходимыми как для успешного продолжения образования на
следующих ступенях обучения, так и для подготовки обучающихся данной категории к
самостоятельной жизни в современном обществе.
Содержание общего образования 5-9 класс умственно отсталых обучающихся
реализуется преимущественно за счёт введения учебных предметов, обеспечивающих
целостное восприятие мира, с учетом их особых образовательных потребностей и
возможностей, а также коррекционно- развивающих курсов, направленных на коррекцию
недостатков психической сферы.
Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений. В соответствии с п.2.8 ФГОС у/о учебный план включает
предметные и коррекционно-развивающие области, внеурочную деятельность, так же в
п.2.9.3 ФГОС у/о указано, что обязательным элементом структуры Учебного плана является
«Коррекционно-развивающая
область»
реализующаяся
через
содержание
коррекционных курсов.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих
государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП, и
учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
умственной отсталостью:
- формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его
интеграцию в социальное окружение;
ф ормирование
основ
духовно-нравственного
развития
обучающихся,
приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Обязательная часть базисного учебного плана представлена предметными
областями и учебными предметами:
Предметная область «Язык и речевая практика» включает учебные предметы:
«Русский язык», «Чтение», «Чтение (литературное чтение)» и «Речевая практика».
Предметная
область
«Математика»
включает
учебные
предметы
«Математика» и
«Информатика».
Предметная область «Естествознание» включает учебные предметы «Мир природы
и человека», «Природоведение», «Биология».
Предметная область «Человек и общество» включает учебные предметы:
«География», «Мир истории», «Основы социальной жизни», «История отечества».
Предметная область «Искусство» включает
учебные предметы:
«Музыка»,
«Рисование (изобразительное искусство)».
Предметная область «Физическая культура» включает учебный предмет:
«Адаптивная физическая культура».
Предметная
область «Технология»
включает
учебные
предметы:
«Ручной труд», «Профильный труд».
Учебный план включает общеобразовательные предметы, содержание которых
приспособлено к возможностям умственно отсталых обучающихся, специфические
коррекционные предметы, а также индивидуальные и групповые коррекционные занятия.
Реализация АООП в части трудового обучения осуществляется исходя из региональных
условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, и с учетом индивидуальных
особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их родителей (законных
представителей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку
обучающегося к индивидуальной трудовой деятельности.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей,
характерных для каждой группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей
каждого обучающегося и предусматривает:
- увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части;
- введение
учебных
курсов,
обеспечивающих
удовлетворение
особых
образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью и
необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом
развитии;
- введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных
предметов.
Неотъемлемой составляющей
учебного
плана является
внеурочная
деятельность, включающая коррекционно-развивающую область и внеурочную
деятельность.
Содержание коррекционно-развивающей
области
учебного
плана
представлено
обязательными
коррекционными
курсами
(коррекционно
развивающими занятиями).
Выбор коррекционных
индивидуальных
и
групповых занятий,
их
количественное соотношение может осуществляться общеобразовательной
организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с
умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической
комиссии. Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не
учитывается при определении максимально допустимой учебной нагрузки, но учитывается
при определении объемов финансирования. Всего на коррекционно-развивающую область
отводится 6 часов в неделю из часов внеурочной деятельности.
Коррекционно-развивающее направление, согласно требованиям ФГОС УО (ИН),
включает логопедические занятия (1-9 классы), психокоррекционные занятия (1-9 классы)
и ритмика (1-9 классы).
Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых
занятий, их количественное соотношение может осуществляться образовательной
организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с
умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической
комиссии и индивидуальной программы реабилитации инвалида.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации.
Образовательные организации предоставляют обучающимся возможность выбора
широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ формируется из часов, необходимых
для обеспечения их индивидуальных потребностей и составляет суммарно 10 часов в
неделю на обучающегося, из которых 6 часов включены обязательные занятия
коррекционной направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся и их
физиологических потребностей (пункт 3.4.16 санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления обучающихся и молодежи", утвержденных постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28
(зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г,
регистрационный N 61573), действующим до 1 января 2027 г.
В соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ФАООП У О внеурочная деятельность
организуется по направлениям развития личности (проектная деятельность,
коммуникативная
деятельность,
художественно-эстетическая,
спортивно
оздоровительная).
Режим занятий
Начало учебных занятий с 8.15 Школа работает в режиме 5-ти дневной учебной
недели.
Предметные
области
Учебные
предметы (учебные
курсы)
Всего
Количество часов в неделю
I
II
III
IV
3
3
3
4
3
4
3
4
12
15
2
3
2
4
2
4
2
4
8
15
2
2
1
1
1
1
1
1
5
5
1
1
1
1
4
3
3
3
3
12
2
21
1
20
1
20
1
20
5
81
-
3
3
3
9
21
10
23
10
23
10
23
10
90
40
6
3
1
2
6
3
1
2
6
3
1
2
6
3
1
2
24
12
4
8
Обязательная часть
Русский язык
Чтение
Речевая
практика
Математика
Математика
Мир природы и
. Естествознание человека
Музыка
Искусство
Рисование
(изобразительное
искусство)
Язык и речевая
практика
Физическая
культура
Адаптированная
физическая культура
Труд
Технология
(технология)
Итого
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений:
Максимально допустимая недельная
нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) в
соответствии с санитарными правилами и
нормами
Внеурочная деятельность:
Коррекционно-развивающая область
(коррекционные занятия и ритмика), из
них:
Логопедические занятия
Ритмика
Развитие психомоторики и сенсорных
процессов
Другие направления внеурочной
4
4
4
4
16
деятельности
33
33
33
130
31
Всего часов
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП
определяет образовательная организация.
Начало учебного года с 1 сентября. Продолжительность учебных занятий не
превышает 40 минут. При определении продолжительности занятий в 1-м классе
используется "ступенчатый" режим обучения:
в первом полугодии (в сентябре, октябре - 3 урока в день по 35 минут каждый, в
ноябре- декабре - 4 урока по 35 минут каждый; январь-май - 4 урока по 40 минут каждый),
во втором полугодии - 4 урока по 40 минут каждый.
Продолжительность учебной недели для обучающихся 1-9 классов - 5 дней.
Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья
обучающихся. Продолжительность учебного года в 1-м классе составляет 33 учебные
недели, 2-9 класс - 34 учебных недели.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30
календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе
устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы (в феврале месяце).
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана
Образовательной организации, состоящего из обязательной части и части, формируемой
участниками образовательного процесса, не превышает величину недельной
образовательной
нагрузки,
установленной
СП.2.4.3648-20
"Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи".
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной
недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет: □ для
обучающихся I классов - не превышает 4 урока и один день в неделю - 5 уроков, за счет
урока физической культуры; □ для обучающихся II-IV классов - не более 5 уроков; для VIX классов - не более 6 уроков.
Недельный учебный план АООП УО (вариант 1) обучающихся V-IX классов
на 2025-2026 учебный год
Учебные
Предметные
Всего
Количество часов в неделю
предметы
области
(учебные курсы)
VII
VIII
IX
VI
V
(7Е,73)
(9Ж)
(6-Е)
(8Е)
Обязательная часть
Русский язык
Язык и речевая Чтение
практика
(Литературное
чтение)
Математика
Математика
Природоведение
Биология
Естествознание География
Основы
социальной
жизни
Мир истории
Человек
и История
общество
Отечества
4
4
4
4
4 20
4
4
2
-
4
4
2
-
4
3
-
4
3
-
20
4
3 17
-
2
2
2
2
2
2
2
2
-
2
2
2
-
2
-
2
-
-
-
2
2
2
4
6
8
10
2
6
Искусство
Физическая
культура
-
-
-
1
2
2
1
0
2
2
2
2
2
3
Технология
27
Итого
Часть,
формируемая
участниками
образовательных
отношений:
Наглядная геометрия
Финансовая грамотность
Читательская грамотность
Математическая грамотность
Занимательная грамматика
Основы безопасности и защиты
Родины
Внеурочная
деятельность
(включая
коррекционно
развивающую область)
Коррекционный
курс:
«Коррекционно-развивающие
занятия:
психокоррекционные (психологические
и дефектологические)»
Коррекционный
курс:
«Логопедические занятия»
«Разговоры о важном»
«Россия - мои горизонты»
Восполнение пробелов в знаниях
Итого
-
1
Музыка
Рисование
(изобразительное
искусство)
Адаптированная
физическая
культура
Труд
(технология)
6
6
28
7
29
7
29
29
7 3
142
7
2
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
10
10
10
10
10
50
3
3
3
3
3 15
2
2
2
2
2 10
1
1
1
1
1
6
7
7
1
1
1
8
5
1
4
1
2
1
8 199