МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1 ИМЕНИ И.И. МАРЬИНА»
цифровой
Захарова Подписано
подписью: Захарова
Светлана Светлана Васильевна
Дата: 2025.09.18
Васильевна 11:31:56 +05'00'
Утверждаю
Директор МАОУХЩ
С.В. Захарова_/^&^
Приказ от 29.08.2025Ё
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
К АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ/ АООП ООО
НА 2025-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД
2025г.
Пояснительная записка
Учебный план разработан на основе варианта № 1 федерального учебного плана
Федеральной образовательной программы основного общего образования, утвержденной
приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 370 с учетом изменений, внесенных приказом
от 09.10.2024 № 704 для обучающихся, которые начали освоение ООП ООО до 01.09.2025.
Учебный план к адаптированной основной образовательной программе основного
общего образования / АООП ООО МАОУ СШ № 1 имени И.И. Марьина составлен на
основе Федерального учебного плана образовательных организаций, реализующих АООП
ООООВЗ.
Минпросвещения утвердило три вида федеральных программ для школьников с ОВЗ
— ФАОП НОО и ООО, а также для обучающихся с умственной отсталостью (ФАООП У О)
(приказы от 24.11.2022 № 1023, № 1025, № 1026).
ФАОП ООО отражает вариант конкретизации требований ФГОС ООО ОВЗ.
ФАОП ООО
для
обучающихся
с
ЗПР
учитывает
возрастные и
психологические особенности обучающихся с задержкой психического развития.
АООП ООО для обучающихся с ЗПР (вариант 7).
Вариант АООП ООО для обучающихся с ЗПР содержит дифференцированные
требования к структуре, результатам освоения и условиям ее реализации,
обеспечивающие удовлетворение как общих, так и особых образовательных
потребностей разных групп или отдельных обучающихся с ЗПР.
Дифференцированный подход к реализации ФАОП ООО для обучающихся с ЗПР
предполагает учет особых образовательных потребностей, которые проявляются в
неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Это обусловливает
необходимость создания и реализации разных вариантов АООП ООО обучающихся с
ЗПР, в том числе и на основе индивидуального учебного плана. Варианты АООП ООО
обучающихся с ЗПР создаются и реализуются в соответствии с дифференцированно
сформулированными требованиями в ФГОС ООО обучающихся с ОВЗ и данной ФАОП
ООО.
Определение варианта ФАОП ООО для обучающихся с ЗПР осуществляется
на
основе
заключения
ПМПК,
сформулированного
по
результатам
его
комплексного
психолого-педагогического обследования,
с учетом ИПРА
(при наличии).
План комплектования классов.
Классы
5 классы
6 классы
6 «Д»
7 классы
8 классы
8 «Д»
9 классы
9 «Е»
Общими для всех обучающихся с ЗПР являются трудности произвольной саморегуляции,
замедленный темп и неравномерное качество становления высших психических функций.
Для значительной части обучающихся с ЗПР типичен дефицит не только
познавательных, но и социально-перцептивных и коммуникативных способностей.
При организации обучения на уровне основного общего образования следует
учитывать особенности познавательного развития, эмоционально-волевой
и личностной сферы обучающихся с ЗПР, специфику усвоения ими учебного материала.
ФАОП ООО в.7 для обучающихся с ЗПР определяет, что обучающиеся с
задержкой психического развития получают образовапие, соответствующее по
итоговым достижениям к моменту завершения обучения, планируемым результатам
основного общего образования нормативно развивающихся сверстников, и в те же
сроки обучения (5-9 классы) при создании условий, учитывающих их особые
образовательные потребности. При обоснованной необходимости для обучающихся с ЗПР,
независимо от применяемых образовательных технологий, срок получения основного
общего образования может быть увеличен, но не более, чем до шести лет.
Учебный план: фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
определяет и регламентирует перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое на
их освоение и организацию; распределяет учебные предметы, курсы, модули по классам и
учебным годам.
В МАОУ СШ № 1 им. И.И. Марьина установлен режим пятидневной учебной недели.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели и
соответствует требованиям санитарных норм СанПиН 1.2.3685-21. Объем максимально
допустимой образовательной нагрузки в течение дня в 5-6-х классах не превышает шести
уроков, в 7—9-х классах — семи уроков.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебных предметов, курсов,
модулей из обязательной части и части, формируемой участниками образовательньт
отношений, в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки:
•
в 5-х классах — 29 часов в неделю;
•
6-х классах — 30 часов в неделю;
•
7-х классах — 32 часа в неделю;
•
8-9-х классах — 33 часа в неделю.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
для всех классов, в которых реализуется образовательная программа основного общего
образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
В рамках учебного предмета «Математика» предусмотрено изучение учебных курсов
«Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика».
Учебный предмет «История» в рамках обязательной предметной области
«Общественно-научные предметы» включает в себя учебные курсы «История России»,
«Всеобщая история» и «История нашего края», на которые суммарно отводится по 3 часа в
неделю в 5-7-х классах.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое
на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся,
используется на увеличение учебных часов, отводимых на организацию групповых
коррекционных занятий. Для организации психолого-педагогического сопровождения
используются часы, отводимые на внеурочную деятельность. Текущий, промежуточный,
итоговый контроль предметных результатов регламентируется «Положением о формах,
периодичности и порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и
порядке перевода обучающихся организации, осуществляющей образовательную
деятельность».
Основным объектом системы оценки, ее содержательной и критериальной базой
выступают требования ФГОС ООО, которые конкретизируются в планируемых
результатах освоения обучающимися ФАОП ООО для обучающихся с ЗПР. Система
оценки включает процедуры внутренней и внешней оценки.
Внутренняя оценка включает:
стартовую диагностику;
текущую
и
тематическую
оценку;
психолого-
педагогическое наблюдение;
внутренний мониторинг образовательных достижений обучающихся.
Внешняя оценка включает:
независимую оценку качества образования
мониторинговые
исследования
муниципального,
регионального и федерального уровней.
Системно-деятельностный подход к оценке
образовательных достижений
обучающихся проявляется в оценке способности обучающихся к решению учебно
познавательных и учебно-практических задач, а также в оценке уровня функциональной
грамотности обучающихся. Он обеспечивается содержанием и критериями оценки, в
качестве которых выступают планируемые результаты обучения, выраженные в
деятельностной форме.
Уровневый подход служит важнейшей основой для организации индивидуальной
работы с обучающимися. Он реализуется как по отношению к содержанию оценки, так и
к представлению и интерпретации результатов измерений.
Уровневый подход реализуется за счет фиксации различных уровней достижения
обучающимися планируемых результатов базового уровня и уровней выше и ниже
базового. Достижение базового уровня свидетельствует о способности обучающихся
решать типовые учебные задачи, целенаправленно отрабатываемые со всеми
обучающимися в ходе учебного процесса. Овладение базовым уровнем является
границей, отделяющей знание от незнания, выступает достаточным для продолжения
обучения и усвоения последующего учебного материала.
Комплексный подход к оценке образовательных достижений реализуется
через:
оценку предметных и метапредметных результатов;
использование комплекса оценочных процедур как основы для оценки динамики
индивидуальных образовательных достижений обучающихся и для итоговой оценки;
использования контекстной информации (об особенностях обучающихся, условиях и
процессе обучения и другое) для интерпретации полученных результатов в целях
управления качеством образования;
использование разнообразных методов и форм оценки, взаимно дополняющих друг
друга: стандартизированных устных и письменных работ, проектов, практических (в том
числе исследовательских) и творческих работ;
использование форм работы, обеспечивающих возможность включения
обучающихся в самостоятельную оценочную деятельность (самоанализ, самооценка,
взаимооценка);
использование мониторинга динамических показателей освоения умений и знаний,
в том числе формируемых с использованием информационно- коммуникационных
(цифровых) технологий.
Оценка личностных результатов обучающихся осуществляется через оценку
достижения планируемых результатов освоения образовательной программы, которые
устанавливаются требованиями ФГОС ООО.
Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех
компонентов образовательной деятельности, включая внеурочную деятельность.
В МАОУ СШ № 1имени И.И. Марьина в 2025-2026 учебном году устанавливаются
следующие виды и периодичность промежуточной аттестации обучающихся.
Виды промежуточной аттестации в течение учебного года: текущий
(тематический) контроль, промежуточная аттестация по итогам триместра, итоговая
атгестация по результатам учебного года, государственная итоговая аттестация за курс
основной школы.
Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего
объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы,
сопровождается в соответствии с ФЗ — 273 (ст. 58, п.1) промежуточной аттестацией
обучающихся основной школы, проводимой в следующих формах:
диктант; изложение; сочинение, эссе;
практическая работа, лабораторная работа; контрольная работа;
защита реферата (в том числе исследовательской работы, защита творческой
работы); защита проекта;
тест; комплексные диагностические работы;
стартовые и итоговые проверочные работы; текущие проверочные работы;
комплексные проверочные работы;
сдача нормативов по физической подготовке (в том числе нормативов ГТО).
Государственная итоговая аттестация (ГИА/ ОГЭ/ ГВЭ).
Форма тематического контроля определяется учителем самостоятельно.
Диагностические, тестовые, проверочные, контрольные работы могут быть как в
печатном, так и в электронном виде. При организации оценочных процедур в
соответствии с ФАОП ООО для обучающихся с ЗПР создаются специальные условия,
обусловленные особыми образовательными потребностями обучающихся с ЗПР и
спецификой нарушения. Данные условия могут включать:
особую
форму организации
текущего
контроля
успеваемости и
промежуточной атгестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых
образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР;
присутствие мотивационного этапа, способствующего психологическому настрою
на работу;
организующую помощь педагогического работника в рационализации
распределения времени, отводимого на вьшолнение работы;
предоставление возможности использования справочной информации, разного
рода визуальной поддержки (опорные схемы, алгоритмы учебных действий, смысловые
опоры в виде ключевых слов, плана, образца) при самостоятельном применении;
гибкость подхода к выбору формы и вида диагностического инструментария и
контрольно-измерительных материалов с учетом особых образовательных
потребностей и индивидуальных возможностей обучающегося с ЗПР;
большую вариативность оценочных процедур, методов оценки и состава
инструментария оценивания, позволяющую определить образовательный результат
каждого обучающегося с ЗПР;
адаптацию инструкции с учетом особых образовательных потребностей и
индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР (в частности, упрощение
формулировок по грамматическому и семантическому оформлению, особое
построение инструкции, отражающей этапность выполнения задания);
отслеживание действий обучающегося с ЗПР для оценки понимания им
инструкции и, при необходимости, ее уточнение;
увеличение времени на вьшолнение заданий;
возможность организации короткого перерыва при нарастании в поведении
обучающегося проявлений утомления, истощения.
Организация итоговой аттестации за курс основной школы. Если ребенок имеет
заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) с указанием АООП на
уровне основного общего образования и обучается в 9 классе, то необходимо пройти
обследование на ПМПК с целью получения заключения для определения специальных
условий при проведении ГИА.
Обучающиеся с ЗПР имеют право для выбора формы проведения ГИА, на
сокращение количества сдаваемых предметов до двух обязательных: математика и
русский язык. Ребенок может выбрать написание сочинения по заданной теме или
изложения. По математике облегченный вариант — 10 заданий вместо 19.
Время на проведение экзамена увеличивается на 1,5 часа, на проведение итогового
собеседования по русскому языку увеличивается на 30 минут. Если у ребенка есть
хронические заболевания, то может быть рекомендован вызов медицинского персонала.
С 2025/26 учебного года меняется формат изучения учебного предмета
«История» и «Обществознание» на уровне ООО. Учебный предмет «История» в
рамках обязательной предметной области «Общественно-научные предметы»
с 01.09.2025 включает в себя учебные курсы «История России», «Всеобщая
история» и «История нашего края», на которые суммарно отводится по 3
часа в неделю в 5-7-х классах.
В 8-9-х классах на учебный предмет <История» отводится по 2 часа в неделю.
В соответствии с ФОП ООО в 2025/26 учебном году в 9-х классах в рамках
учебного предмета «История» реализуется учебный модуль «Введение в новейшую
историю России» (приказ Минпросвещения от18.05.2023 N 3 70). Модуль включен
в программу, чтобы познакомить обучающихся с ключевыми событиями новейшей
истории России, предваряя систематическое изучение отечественной истории
XX - начала XXI в.
Учебный предмет «Обществознание» в б-7-х классах не изучается. В 2025/26
учебном году учебный предмет «Обществознание» изучают обучающиеся 8-9-х
классов по 2 часа в неделю.
Недельный учебный план ООО обучающихся с ЗПР
Учебные предметы
Количество часов в неделю
Классы
5-й
6-й «Д»
7-й
8-й «Д»
9-й «Е»
Всего
Обязательная часть
Русский язык
5
6
4
3
3
21
Литература
3
3
2
2
3
13
Иностранный язык
3
3
3
3
3
15
Математика
5
5
10
Алгебра
3
3
3
9
Геометрия
2
2
2
6
Вероятность и статистика
1
1
1
3
Информатика
1
1
1
3
3
2
2
13
1
1
2
2
2
2
8
2
2
3
7
2
2
4
2
7
История
3
3
Обществознание
География
1
1
Физика
Химия
Биология
1
1
1
2
Музыка
1
1
1
I
Изобразительное искусство
1
1
1
Труд (технология)
2
2
2
3
Основы безопасности и защиты Родины
Адаптивная физическая культура
4
1
1
8
1
1
2
2
2
2
2
2
10
Итого
27
28
30
31
32
148
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
2
2
2
2
1
9
Читательская грамотность
1
1
2
Наглядная геометрия
1
1
Финансовая грамотность
1
1
Занимательная грамматика
1
Элементы теории чисел
1
1
Квадратный трёхчлен и его приложение
1
1
Рациональные и иррациональные уравнения и неравенства
1
1
Математическая грамотность
1
1
1
Максимально допустимая недельная нагрузка (при пятидневной
учебной неделе)
29
30
32
33
33
157
Внеурочная деятельность (включая коррекционно-развивающую
область)
10
10
10
10
10
50
Коррекционный курс: «Коррекционно-развивающие занятия:
психокоррекционные (психологические и дефектологические)»
3
3
3
3
3
15
Коррекционный курс: «Логопедические занятия»
2
2
2
2
2
10
Другие направления внеурочной деятельности
5
5
5
5
5
25
«Разговоры о важном»
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
4
1
2
6
«Россия - мои горизонты»
Восполнение пробелов в знаниях
Итого
167