МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1 ИМЕНИ И.И. МАРЬИНА»
Захарова
Светлана
Васильевна
Подписано
цифровой подписью:
Захарова Светлана
Васильевна
Дата: 2025.09.18
11:34:05 +05'00'
Утверждаю
Директор МАОУ
С.В. Захарова
Приказ от 29.08.2025г. <№Щ75-ОД
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТНР
по варианту ФАОП 5.1 и 5.2
НА 2025-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД
2025г.
(вариант 5.1)
Пояснительная записка
Обязательные предметные области федерального учебного плана и учебные
предметы соответствуют ФГОС НОО (Приложение ФОП НОО)
Коррекционная работа осуществляется во внеурочное время в объеме не менее 5
часов (Санитарно-эпидемиологических требований). Программа коррекционной работы
разрабатывается образовательной организацией в зависимости от особых образовательных
потребностей обучающихся. В федеральном учебном плане количество часов в неделю на
коррекционно-развивающие курсы указано на одного обучающегося. Выделяется
обязательный коррекционный курс "Логопедические занятия", на который выделяется 3
часа в неделю на каждого обучающегося.
При реализации данной федеральной адаптированной образовательной программы
для обучающихся с ТНР созданы специальные условия, обеспечивающие освоение
обучающимися содержания образовательной программы в полном объеме с учетом их
особых образовательных потребностей и особенностей здоровья
Недельный учебный план начального общего образования
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1)
(ФГОС для обучающихся с ОВЗ)
1- 4 классы (ТНР)
Количество часов
Учебные предметы
в неделю
IV
I
II
III
5
4
-
5
4
2
5
4
2
5
4
2
4
4
4
4
2
2
2
2
-
-
-
1
Музыка
Изобразительное искусство
Труд (технология)
Физическая культура
1
1
1
2
1
1
1
2
1
1
1
2
1
1
1
2
Итого
20
22
22
23
1
1
1
0
Классы
Обязательная часть
Русский язык
Литературное чтение
Английский язык
Математика
Окружающий мир
Основы религиозных культур и светской этики
Часть, формируемая участниками образовательных
отношений
Развитие математических способностей
Максимально допустимая недельная нагрузка
21
23
23
23
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
-
1
1
1
-
1
2
1
2
1
1
1
1
4
4
4
4
Внеурочная деятельность
1. Направления развития личности
1.1. Разговоры о важном
1.2. Педагогическая коррекция
1.3. Азы геометрии
1.4. Финансовая грамотность
1.5. Здоровое питание
1.6. Читательская грамотность
2. Коррекционно-развивающая область
2.1. Произношение
2.2 Развитие речи
2.3. Логопедическая ритмика
2.4. Коррекция нарушений письменной речи
2.5. Индивидуальная и подгрупповая логопедическая
работа
(вариант 5.2)
Пояснительная записка
Федеральный учебный план начального общего образования обучающихся с ТНР является
нормативным документом, определяющим структуру и содержание учебно- воспитательного
процесса, реализует обязательную и доступную нагрузку в рамках недельного количества часов
в каждом классе.
Федеральный учебный план должен соответствовать законодательству Российской
Федерации в области образования, обеспечивать введение в действие и реализацию требований
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и вьшолнение гигиенических требований к режиму
образовательного процесса, которые предусмотрены Гигиеническими нормативами и
Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Федеральным учебным планом определен перечень предметной, коррекционно
развивающей областей и внеурочной деятельности, объем учебного времени, максимальный
объем учебной нагрузки обучающихся на уровне начального общего образования.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образованияобучающихся
с ТНР:
• формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
• готовность обучающихся к продолжению образования на уровне основного общего
образования, их приобщение к информационным технологиям;
•
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях;
• личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью;
профилактика и коррекция речеязыковых расстройств;
• формирование коммуникативной компетентности обучающихся с ТНР.
Обязательная часть учебного плана включает предметные области, которые должны быть
реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях,
реализующих АООП НОО, содержит перечень учебных предметов, предусмотренных
действующим ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и учебное время,отводимое на их изучение по
годам обучения. Изучение иностранного языка должно обеспечить подготовку обучающихся для
продолжения образования на следующем уровне, развитие учебных и специальных умений, а
также приобретение социокультурной осведомленности в процессе формирования
коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности. Для изучения иностранного
языка возможно использовать и часы внеурочной деятельности.
• В учебный план 4 класса включен учебный предмет "Основы религиозных культур
исветской этики", 1 час в неделю (всего 34 часа). Целью данного учебного предмета является
формирование у обучающегося мотиваций к осознанному нравственномуповедению,
основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций народов России, а также
к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Учебный предмет является
светскими.
Выбор модуля, изучаемого в рамках учебного предмета "Основы религиозных
культур и светской этики", осуществляется родителями (законными представителями)
обучающихся. Выбор фиксируется протоколами родительских собраний и письменными
заявлениями родителей (законных представителей). На основании произведенного выбора
формируются учебные группы вне зависимости от количества обучающихся в каждой группе.
Возможноформирование учебных групп из обучающихся нескольких классов или формирование
учебных групп из обучающихся нескольких образовательных организаций в рамках сетевого
взаимодействия.
Вариативная часть учебного плана формируется участниками образовательных отношений
и включает часы, отводимые на внеурочную деятельность и коррекционноразвивающую область.
Организация занятий внеурочной деятельности является неотъемлемой частью
образовательного процесса и предоставляет обучающимся возможность выбора широкого
спектра занятий, направленных на их развитие.
Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной
деятельности. В структуру коррекционно-развивающей области включаются индивидуальные и
подгрупповые логопедические занятия по коррекции речевых нарушений, развитию речи,
когнитивных, коммуникативных и творческих способностей обучающихся. Индивидуальные
логопедические занятия проводятся с одним обучающимся в течение 20 минут. Частота
посещений индивидуальных занятий обучающимися - не менее 3 раз в неделю. Групповые
логопедические занятия с обучающимися составляют 40 минут. Частота посещений
подгрупповых логопедических занятий - не менее 2 раз в неделю.
В целях обеспечения индивидуальных особых образовательных потребностей
обучающихся с ТНР часть учебного плана, формируемая участниками образовательного
процесса, предусматривает:
• учебные занятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с ТНР и необходимую коррекцию недостатков в речевом,
психическом и (или) физическом развитии;
• учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных
предметов;
• учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные.
Часы коррекционно-развивающей области, не входят в предельно допустимую учебную
нагрузку, проводятся во внеурочное время. Реализация данной области осуществляется за счет
часов, отводимых на внеурочную деятельность (количество часов на коррекционно-
образовательную область должно быть не менее 5 часов в неделю в течение всего срока обучения)
(Санитарно-эпидемиологических требований).
В учебном плане количество часов в неделю на коррекционно-развивающие курсы указано
на одного обучающегося. Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной
деятельностью, составляет не более 10 часов (в том числе из них не менее 5 часов в неделю на
коррекционно- образовательную область в течение всего срока обучения на уровне начального
общего образования) (Санитарно-эпидемиологических требований).
Продолжительность учебного года в 1-м дополнительном и 1-м классах составляет 33
недели, во 2 - 4 классах - 34 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года
составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель.
Для обучающихся в 1-м дополнительном и 1-м классах устанавливаются в течение года
дополнительные недельные каникулы.
Продолжительность урока и распределение учебной нагрузки в течение учебного дня и
учебной недели должны соответствовать Гигиеническим нормативам и Санитарноэпидемиологическими требованиям.
Обучение в 1-м дополнительном и 1-м классах проводится без балльного оценивания
знаний обучающихся и домашних заданий.
Вся образовательная и воспитательная деятельность должна быть построена таким образом,
чтобы на всех уроках и внеклассных мероприятиях осуществлялась работа по коррекции (или)
профилактике нарушений и развитию речи обучающихся с ТНР, обеспечивая тесную связь
содержания образования с его развивающей направленностью.
Учебные планы обеспечивают, в случаях, предусмотренных законодательством Российской
Федерации в области образования, возможность обучения на государственныхязыках субъектов
Российской Федерации, а также возможность их изучения, и устанавливают количество занятий,
отводимых на их изучение, по годам обучения.
Недельный учебный план АООП НОО обучающихся с ТНР
(вариант 5.2 -1 отделение )
1
кл.
4
3
2
кл.
4
4
3
класс
4
4
4 «Е»
класс
4
4
4
4
4
4
1
2
1
2
1
2
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0
0
0
0
1
2
18
2
18
2
19
2
19
2
20
1
Учебные предметы
Русский язык
Литературное чтение
ДОП.
4
3
Математика
4
Окружающий мир
2
Музыка
Изобразительное искусство
Труд (технология)
Основы религиозных культур и светской этики
Физическая культура (адаптивная физическая культура)
ИТОГО
Часть, формируемая участниками образовательного
процесса
Веселый английский
Развитие математических способностей
Здоровое питание
Читательская грамотность
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5дневной учебной неделе)
3
3
1
1
1
1
1
1
21
21
4
2
1
4
2
1
1
1
3
2
1
23
23
23
10
10
10
Внеурочная деятельность (включая коррекционно
развивающую область):
10
10
Коррекционные курсы, из них:
7
развитие речи
2
логопедическая ритмика
произношение
индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия
1
2
1
Разговоры о важном
Педагогическая коррекция
Азы геометрии
Финансовая грамотность
ВСЕГО
6
2
5
2
5
2
5
2
1
1
1
2
1
2
1
1
2
1
2
1
1
2
1
2
1
1
1
1
2
1
2
1
1
31
31
33
33
1
2
1
1
33