Учебный план начального общего образования для обучающихся с ТНР 5.1 и 5.2

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1 ИМЕНИ И.И. МАРЬИНА»

Захарова
Светлана
Васильевна

Подписано
цифровой подписью:
Захарова Светлана
Васильевна
Дата: 2025.09.18
11:34:05 +05'00'

Утверждаю
Директор МАОУ
С.В. Захарова
Приказ от 29.08.2025г. <№Щ75-ОД

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТНР
по варианту ФАОП 5.1 и 5.2

НА 2025-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД

2025г.

(вариант 5.1)
Пояснительная записка

Обязательные предметные области федерального учебного плана и учебные
предметы соответствуют ФГОС НОО (Приложение ФОП НОО)

Коррекционная работа осуществляется во внеурочное время в объеме не менее 5
часов (Санитарно-эпидемиологических требований). Программа коррекционной работы
разрабатывается образовательной организацией в зависимости от особых образовательных
потребностей обучающихся. В федеральном учебном плане количество часов в неделю на
коррекционно-развивающие курсы указано на одного обучающегося. Выделяется
обязательный коррекционный курс "Логопедические занятия", на который выделяется 3
часа в неделю на каждого обучающегося.
При реализации данной федеральной адаптированной образовательной программы
для обучающихся с ТНР созданы специальные условия, обеспечивающие освоение
обучающимися содержания образовательной программы в полном объеме с учетом их
особых образовательных потребностей и особенностей здоровья
Недельный учебный план начального общего образования
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1)
(ФГОС для обучающихся с ОВЗ)

1- 4 классы (ТНР)

Количество часов

Учебные предметы

в неделю

IV

I

II

III

5
4
-

5
4
2

5
4
2

5
4
2

4

4

4

4

2

2

2

2

-

-

-

1

Музыка
Изобразительное искусство
Труд (технология)
Физическая культура

1
1
1
2

1
1
1
2

1
1
1
2

1
1
1
2

Итого

20

22

22

23

1

1

1

0

Классы

Обязательная часть
Русский язык
Литературное чтение
Английский язык
Математика

Окружающий мир

Основы религиозных культур и светской этики

Часть, формируемая участниками образовательных
отношений
Развитие математических способностей

Максимально допустимая недельная нагрузка
21

23

23

23

1
1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1

1

1

1

1
1
1
-

1
1
1
-

1
2

1
2

1

1

1

1

4

4

4

4

Внеурочная деятельность
1. Направления развития личности
1.1. Разговоры о важном
1.2. Педагогическая коррекция
1.3. Азы геометрии
1.4. Финансовая грамотность
1.5. Здоровое питание
1.6. Читательская грамотность
2. Коррекционно-развивающая область
2.1. Произношение
2.2 Развитие речи
2.3. Логопедическая ритмика
2.4. Коррекция нарушений письменной речи
2.5. Индивидуальная и подгрупповая логопедическая
работа

(вариант 5.2)
Пояснительная записка

Федеральный учебный план начального общего образования обучающихся с ТНР является
нормативным документом, определяющим структуру и содержание учебно- воспитательного
процесса, реализует обязательную и доступную нагрузку в рамках недельного количества часов
в каждом классе.
Федеральный учебный план должен соответствовать законодательству Российской
Федерации в области образования, обеспечивать введение в действие и реализацию требований
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и вьшолнение гигиенических требований к режиму
образовательного процесса, которые предусмотрены Гигиеническими нормативами и
Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Федеральным учебным планом определен перечень предметной, коррекционно­
развивающей областей и внеурочной деятельности, объем учебного времени, максимальный
объем учебной нагрузки обучающихся на уровне начального общего образования.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образованияобучающихся
с ТНР:
• формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
• готовность обучающихся к продолжению образования на уровне основного общего
образования, их приобщение к информационным технологиям;
•
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях;
• личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью;
профилактика и коррекция речеязыковых расстройств;
• формирование коммуникативной компетентности обучающихся с ТНР.
Обязательная часть учебного плана включает предметные области, которые должны быть
реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях,
реализующих АООП НОО, содержит перечень учебных предметов, предусмотренных

действующим ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и учебное время,отводимое на их изучение по
годам обучения. Изучение иностранного языка должно обеспечить подготовку обучающихся для
продолжения образования на следующем уровне, развитие учебных и специальных умений, а
также приобретение социокультурной осведомленности в процессе формирования
коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности. Для изучения иностранного
языка возможно использовать и часы внеурочной деятельности.
• В учебный план 4 класса включен учебный предмет "Основы религиозных культур
исветской этики", 1 час в неделю (всего 34 часа). Целью данного учебного предмета является
формирование у обучающегося мотиваций к осознанному нравственномуповедению,
основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций народов России, а также
к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Учебный предмет является
светскими.
Выбор модуля, изучаемого в рамках учебного предмета "Основы религиозных
культур и светской этики", осуществляется родителями (законными представителями)
обучающихся. Выбор фиксируется протоколами родительских собраний и письменными
заявлениями родителей (законных представителей). На основании произведенного выбора
формируются учебные группы вне зависимости от количества обучающихся в каждой группе.
Возможноформирование учебных групп из обучающихся нескольких классов или формирование
учебных групп из обучающихся нескольких образовательных организаций в рамках сетевого
взаимодействия.

Вариативная часть учебного плана формируется участниками образовательных отношений
и включает часы, отводимые на внеурочную деятельность и коррекционноразвивающую область.

Организация занятий внеурочной деятельности является неотъемлемой частью
образовательного процесса и предоставляет обучающимся возможность выбора широкого
спектра занятий, направленных на их развитие.

Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной
деятельности. В структуру коррекционно-развивающей области включаются индивидуальные и
подгрупповые логопедические занятия по коррекции речевых нарушений, развитию речи,
когнитивных, коммуникативных и творческих способностей обучающихся. Индивидуальные
логопедические занятия проводятся с одним обучающимся в течение 20 минут. Частота
посещений индивидуальных занятий обучающимися - не менее 3 раз в неделю. Групповые
логопедические занятия с обучающимися составляют 40 минут. Частота посещений
подгрупповых логопедических занятий - не менее 2 раз в неделю.
В целях обеспечения индивидуальных особых образовательных потребностей
обучающихся с ТНР часть учебного плана, формируемая участниками образовательного
процесса, предусматривает:
• учебные занятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с ТНР и необходимую коррекцию недостатков в речевом,
психическом и (или) физическом развитии;
• учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных
предметов;
• учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные.

Часы коррекционно-развивающей области, не входят в предельно допустимую учебную
нагрузку, проводятся во внеурочное время. Реализация данной области осуществляется за счет
часов, отводимых на внеурочную деятельность (количество часов на коррекционно-

образовательную область должно быть не менее 5 часов в неделю в течение всего срока обучения)
(Санитарно-эпидемиологических требований).
В учебном плане количество часов в неделю на коррекционно-развивающие курсы указано
на одного обучающегося. Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной
деятельностью, составляет не более 10 часов (в том числе из них не менее 5 часов в неделю на
коррекционно- образовательную область в течение всего срока обучения на уровне начального
общего образования) (Санитарно-эпидемиологических требований).

Продолжительность учебного года в 1-м дополнительном и 1-м классах составляет 33
недели, во 2 - 4 классах - 34 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года
составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель.
Для обучающихся в 1-м дополнительном и 1-м классах устанавливаются в течение года
дополнительные недельные каникулы.
Продолжительность урока и распределение учебной нагрузки в течение учебного дня и
учебной недели должны соответствовать Гигиеническим нормативам и Санитарноэпидемиологическими требованиям.
Обучение в 1-м дополнительном и 1-м классах проводится без балльного оценивания
знаний обучающихся и домашних заданий.
Вся образовательная и воспитательная деятельность должна быть построена таким образом,
чтобы на всех уроках и внеклассных мероприятиях осуществлялась работа по коррекции (или)
профилактике нарушений и развитию речи обучающихся с ТНР, обеспечивая тесную связь
содержания образования с его развивающей направленностью.
Учебные планы обеспечивают, в случаях, предусмотренных законодательством Российской
Федерации в области образования, возможность обучения на государственныхязыках субъектов
Российской Федерации, а также возможность их изучения, и устанавливают количество занятий,
отводимых на их изучение, по годам обучения.
Недельный учебный план АООП НОО обучающихся с ТНР
(вариант 5.2 -1 отделение )
1
кл.
4
3

2
кл.
4
4

3
класс
4
4

4 «Е»
класс
4
4

4

4

4

4

1

2
1

2
1

2
1

2
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

0

0

0

0

1

2
18

2
18

2
19

2
19

2
20

1
Учебные предметы
Русский язык
Литературное чтение

ДОП.

4
3

Математика

4

Окружающий мир
2

Музыка

Изобразительное искусство

Труд (технология)
Основы религиозных культур и светской этики

Физическая культура (адаптивная физическая культура)

ИТОГО

Часть, формируемая участниками образовательного
процесса
Веселый английский
Развитие математических способностей
Здоровое питание
Читательская грамотность

Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5дневной учебной неделе)

3

3

1
1
1

1
1
1

21

21

4
2
1

4
2
1

1

1

3
2
1

23

23

23

10

10

10

Внеурочная деятельность (включая коррекционно­
развивающую область):

10

10

Коррекционные курсы, из них:
7
развитие речи

2

логопедическая ритмика
произношение
индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия

1
2
1

Разговоры о важном

Педагогическая коррекция
Азы геометрии
Финансовая грамотность
ВСЕГО

6
2

5
2

5
2

5
2

1

1

1

2
1
2
1

1

2
1
2
1
1

2

1
2
1
1

1
1
2
1
2
1
1

31

31

33

33

1
2
1
1
33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».