МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1 ИМЕНИ И.И. МАРЬИНА»
Захарова
Светлана
Васильевна
Подписано цифровой
подписью: Захарова
Светлана Васильевна
Дата: 2025.09.18
11:30:54 +05'00'
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
К АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПО ВАРИАНТУ 7.2.
/ АООП НОО
НА 2025-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД
2025г.
Учебный план начального общего образования для обучающихся
с ЗПР по варианту ФАОП 7.2
Учебный план разработан на основе варианта № 1 федерального учебного плана для
обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) для образовательных организаций, в которых обучение
ведется на русском языке.
Учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной
нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей,
распределяет учебное время, отводимое на их освоение, по классам и учебным предметам.
Сроки освоения АООП НОО (вариант 7.2) обучающимися с ЗПР составляют пять лет.
В учебном плане представлены 8 предметных областей и коррекционно-развивающая
область. Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области,
обеспечивает целостное восприятие мира с учетом особых образовательных потребностей
и возможностей обучающихся с ЗПР. Коррекционно-развивающая область включена в
структуру учебного плана с целью коррекции недостатков психофизического развития
обучающихся.
Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих
государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП
НОО, и учебное время, отводимое на их изучение по годам обучения.
Обязательная часть отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение
важнейших целей современного образования обучающихся с ЗПР:
• формирование социальных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его
интеграцию в социальное окружение;
• готовность обучающихся к продолжению образования на уровне основного
общего образования;
• формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
• формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях;
• личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Образовательная организация самостоятельна в осуществлении образовательного
процесса, в выборе видов деятельности по каждому предмету (предметно-практическая
деятельность, экскурсии).
Изучение учебного предмета «Иностранный язык» начинается с 3-го класса. На его
изучение отводится 1 час в неделю. При проведении занятий по предмету «Иностранный
язык» класс делится на две группы.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей,
характерных для обучающихся с ЗПР, а также индивидуальных потребностей каждого
обучающегося. На первом и втором годах обучения эта часть отсутствует. Время,
отводимое на данную часть, внутри максимально допустимой недельной нагрузки
обучающихся используется:
• на введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и необходимую коррекцию
недостатков в психическом и (или) физическом развитии;
• на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы
обучающихся, в том числе этнокультурные (история и культура родного края).
В части формируемой участниками образовательного процесса добавлено 2 часа во 2
классе на курс «Веселый английский» и по 1 часу в 3 и в 4 классе, для формирования
первоначальных представлений о роли и значимости иностранного языка в жизни
современного человека и поликультурного мира. Обучающиеся с ЗПР приобретут
начальный опыт использования иностранного языка как средства межкультурного
общения, как нового инструмента познания мира и культуры других народов, осознают
личностный смысл овладения иностранным языком.
В 3-4 классе введен курс «Словесное творчество», с целью коррекции при изучении
русского языка и литературного чтения.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР учебного плана,
состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного
процесса, в совокупности не превышает величину максимально допустимой недельной
образовательной нагрузки обучающихся в соответствии с санитарно-гигиеническими
требованиями.
Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ внеурочная деятельность
организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное,
общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное). Организация
занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью
образовательного
процесса
в
образовательной
организации.
Коррекционно-развивающая область согласно требованиям ФГОС НОО обучающихся
с ОВЗ является обязательной частью внеурочной деятельности и представлена
фронтальными
и
индивидуальными
коррекционно-развивающими
занятиями
(логопедическими и психокоррекционными) и ритмикой, направленными на коррекцию
дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных жизненных
условиях. Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых
занятий, их количественное соотношение, содержание осуществляется образовательной
организацией самостоятельно исходя из психофизических особенностей обучающихся с
ЗПР на основании рекомендаций ПМПК и ИПРА. Коррекционно-развивающие курсы
проводятся в индивидуальной и групповой форме.
Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и индивидуальными
коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и психокоррекционными),
направленными на коррекцию недостатков психофизического развития обучающихся и
восполнение пробелов в знаниях, а также групповыми занятиями по ритмике,
направленными на коррекцию отклонений в развитии моторной деятельности
обучающихся, развитие пространственных представлений, координации движений и
улучшения
осанки
обучающихся.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при
определении объемов финансирования, направляемых на реализацию АООП НОО.
Распределение часов, предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется
следующим образом: недельная нагрузка не более 10 часов, из них не менее 5 часов
отводится на проведение коррекционных занятий (п.
3.4.16
Санитарноэпидемиологических
требований).
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения - пять дней.
Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья
обучающихся с ЗПР. Обучение проходит в одну смену. Продолжительность учебного года
составляет 34 недели, на первом и втором годах обучения - 33 недели.
Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и индивидуальными
коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и психокоррекционными),
направленными на коррекцию недостатков психофизического развития обучающихся и
восполнение пробелов в знаниях, а также групповыми занятиями по ритмике,
направленными на коррекцию отклонений в развитии моторной деятельности
обучающихся, развитие пространственных представлений, координации движений и
улучшения осанки обучающихся. Количество часов в неделю указывается на одного
учащегося. Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во
внеурочное время. На индивидуальные коррекционные занятия отводится до 25 минут, на
групповые
занятия
до
40
минут.
Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной деятельностью, составляет
не более 10 часов (в том числе не менее 5 часов в неделю на коррекционно
образовательную область в течение всего срока обучения на уровне начального общего
образования) (п. 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований).
Количество учебных занятий за пять учебных лет не может составлять более 3732 часов.
Время, отводимое на внеурочную деятельность, на уровне НОО составляет 1680 часов, из
них 1176 часов приходится на коррекционно-развивающее направление.
Недельный учебный план НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.2)
Классы
Количество
неделю
в Всего
часов
Учебные предметы
1
1
2
доп.
3 «д»
4
класс
Русский язык
5
5
5
4
4
23
Литературное чтение
4
4
4
4
3
19
Иностранный язык (английский)
-
-
-
1
1
2
Математика
4
4
4
4
4
20
Окружающий мир
2
2
2
2
2
10
Основы религиозных культур и светской этики
-
-
-
-
1
1
Музыка
1
1
1
1
1
5
Изобразительное искусство
1
1
1
1
1
5
Труд (технология)
1
1
1
1
1
5
Физическая культура (Адаптивная физическая культура)
3
3
3
3
3
15
Итого
21 21
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
-
Словесное творчество
-
21
21
21
105
2
2
2
6
-
1
1
2
Весёлый английский
2
1
1
4
Максимально допустимая недельная нагрузка (при пятидневной учебной
21 21
неделе)
23
23
23
91
10
10
10 50
Внеурочная
деятельность
(включая
коррекционно-развивающую
-
область):
10 10
Коррекционно-развивающая область
7
7
7
7
7
35
3
3
3
3
3
15
3
3
3
3
3
15
1
1
1
1
1
5
Внеурочные занятия по направлениям внеурочной деятельности
3
3
3
3
3
15
«Разговоры о важном»
1
1
1
1
1
5
Читательская грамотность
1
1
1
1
1
5
Ликвидация пробелов в знаниях
1
1
1
1
1
5
31
31
33 33
33
161
•
коррекционно-развивающие занятия: логопедические занятия
•
коррекционно-развивающие
занятия
•
занятия:
психокоррекционные
ритмика
Всего